Северное Измайлово
Район Северное Измайлово
Измайловская усадьба стала отражением своего времени — эпохи увлечения западными новшествами и придворной утонченности. Здесь перед царём читал свои вирши знаменитый поэт Симеон Полоцкий. На стенах царских хором красовались картины «живописного письма», изображавшие притчи из жизни царей Артаксеркса и Константина. Уже в 70-е годы XVII в. в Измайлове существовал театр. Известно имя одного Измайловского актёра — Василия Репского, певчего и живописца. Этот любительский театр был домашним и просуществовал до XVIII в., когда в затейливых деревянных хоромах разместился двор царицы Прасковьи Фёдоровны (вдовы царя Ивана V Алексеевича). Об одном из спектаклей, состоявшемся в 1722 г. в Измайлове, дошел любопытный отзыв голштинского камер-юнкера Ф.В. Берхгольца: «Сцена была устроена весьма недурно, но костюмы актеров не отличались изяществом… Спектакль состоял не из чего иного, как из пустяков». Подобные представления сопровождались оркестром из барабанов, гобоя, литавр и труб.
С Измайловом связаны многие знаменательные события. В льняном амбаре обширного Измайловского хозяйства юный Пётр I нашёл легендарный ботик — «дедушку русского флота». В окрестностях села проходили потешные учения. Однако теперь в Измайлове не проводится грандиозных работ — напротив, Пётр I ликвидирует стекольный завод и переводит местных стеклодувов в Воробьёво.
Облик усадьбы, сформировавшийся во второй половине XVII в., почти не меняется. Гравюра Ивана Зубова 1729 г., изображающая въезд в Измайлово императора Петра II, показывает на заднем плане величавый Покровский собор, Съезжий двор, церковь Иоасафа, деревянный дворец с затейливым бельведером наверху.
В хоромах на «острове» провела детство императрица Анна Иоанновна, настолько полюбившая эту подмосковную, что назвала Измайловским новый гвардейский полк, сформированный в Петербурге. В начале своего царствования, в 1730 и 1731 гг. она часто посещала Измайлово. Если пребывание было длительным, то нередко в Измайлове решались все важные государственные дела. Память об этом хранит второе название Мостовой башни — Сенатская, во втором её ярусе собирался Сенат, высший совещательный орган при императрице.
По приказанию Анны Иоанновны в Измайлове в 1731 г. заводится новый обширный зверинец со множеством животных разных пород. Из далеких мест привозили оленей, лосей, туров, изюбров. Из Кабарды и Ирана доставили дикобразов, кабанов, китайских коров, диких ослов, сайгаков.фазанов и даже обезьян. Эти и другие животные разместились на обширной площади более чем в сто десятин. Помимо зверинца в Измайлове в XVIII в. имелись большие Псарный и Птичий дворы.
При императрице Елизавете Петровне измайловскую заповедную рощу прорубила проезжая просека, которую сегодня знают как Главную аллею. Она начиналась прямо у «острова», а кончалась у дворца фаворита Алексея Разумовского в Перове. Там стоял пышный деревянный дворец, спроектированный в 1747 г. для обер-егермейстера и временщика знаменитым Ф.Б. Растрелли. Неподалеку, в Измайловском лесу, красовался деревянный охотничий замок (1745) — другое произведение этого великолепного зодчего.
Местное население занималось обслуживанием огромного хозяйства — среди них были льняники, виноградари, садовники, огородники, пасечники, скотоводы. Работников нередко приходилось нанимать за большую плату, так как, по отзыву управляющих, «крестьяне огурством своим и дуростью… на работе чинятся непослушны». Среди специалистов было немало иностранцев — главный механик Густав ван Кампен, мельничный мастер Яков Янов, садовник Валентин Давид, художник Петер Энглис.
Особого внимания заслуживает садовое и огородное хозяйство Измайлова, значение которого до сих пор по-настоящему не оценено.
По подсчётам исследователей, в здешнем хозяйстве было не менее 7 садов, среди них — тутовый и Аптекарский. Идея царя Алексея Михайловича о разведении шёлкопряда в России и получении шёлка оказалась неперспективной. Зато, как показывают приходорасходные книги, здесь с успехом выращивали дыни и виноград, из которого на месте готовили вино. Имелся в Измайлове и увеселительный сад «Вавилон» со множеством путаных дорожек, приведший в восторг курляндского посланника Якова Рейтенфельса. Живописными декорациями — «перспективными росписями» были украшены Просянский и Виноградный сады.